Парсы - заложники своего успеха

Парсы - заложники своего успеха

Часы останавливаются для одного из самых преуспевающих сообществ Индии – парсов. Небольшое по численности население парсов стремительно уменьшается, вызывая опасения, что община, возможно, не проживет и столетие.

Согласно переписи 2001 года в Индии менее 70 000 парсов, 40%-е уменьшение их числа с 1941 г., когда их численность достигла максимума почти 114 900 человек. С 1941 года число парсов уменьшилось примерно до 10 % за одно десятилетие, по сравнению с 21%-м ростом населения Индии в целом.

Больше тревожных цифр появилось с начала переписи 2001 года. Опрос показывает, что только 99 парсов родились в году к Августу в 2007-м году, по сравнению с 223 в 2001-м году, 206 в 2002-м, и 174 в 2006-м. Если существующая тенденция продолжится, то парсов может остаться не больше 23 000 к 2020-му году.

С таким быстро падающим коэффициентом рождаемости это сообщество быстро стареет. Более чем 30 % парсов – это пожилые люди, которым за 60 лет, по сравнению с только 7 % для Индии в целом.

Но община парсов не только стареет, она умирает. Показатель ее смертности в три раза превышает коэффициент рождаемости.

Парсы – последователи зороастризма, самой древней пророческой веры. Они убежали в Индию из Ирана около 8-го столетия нашей эры, чтобы избежать религиозного преследования со стороны мусульман. Большинство из них обосновалось в областях, что сегодня является западно-индийскими штатами Махараштрой и Гуджаратом. Около двух трети населения парсов Индии проживает в Мумбае, финансовой и коммерческой столице Индии. Во всем мире приблизительно около 100 000 парсов.

Их число может и не большое (они составляют только 0.0069 % населения Индии), но их вклад огромен. Парсы оставили свой след почти в каждой области, от бизнеса и политики до искусства, развлечений, филантропии и спортивных состязаний. Они организовали первую политическую партию Индии, фондовую биржу, сталелитейный завод, университет, общественную больницу, газету, печатную машину и киностудию.

Парсы сыграли существенную роль в экономическом развитии Индии. Одно из самых известных имен в индийском бизнесе – парс Джамсетджи Тата, основатель индустриальной династии Тата. Он построил первый сталелитейный завод в Индии и основал индийский Институт Науки в Бангалоре. Его потомок, Джехангир Рэйтанджи Дадабхой Тата основал национальную авиакомпанию Индии “Air-India». Ратан Тата, глава Группы «Тата», которая недавно приобретала “Steel Corus” и два известных автобрэнда “Rover” и “Jaguar”, является потомком этой прославленной семьи.

Группа «Тата» – один из самых крупных и наиболее уважаемых деловых конгломератов Индии, с доходом в 28.8 миллиардов за 2006-2007 гг.

Группа «Godrej», ведущий изготовитель мыла, бытовых приборов и офисного оборудования в Индии, принадлежит парсам. Вадии (Wadias), которые внесли большой вклад в судостроении 250 лет назад, имеют собственный текстильный завод и авиакомпанию.

Парсы участвовали в борьбе за свободу Индии от британского колониального правления. среди них наиболее известен Дадабхай Наороджи, Бхайкаджи Кама и Фэрозешах Мехта. Наороджи издал книга «Бедность и небританское правление в Индии», которая обращала внимание на утечку богатств Индии в Великобританию. Он был среди основателей индийского Национального Конгресса, партии, которая возглавила движение за свободу Индии.

В области науки парс Хоми Джехангир Бхабха был основателем ядерной программы Индии и Хоми Сетна руководил первым ядерного испытанием в 1974 в Индии. Другие выдающиеся парсы – это маршал Сэм Мейнкшоу, возглавлявший армию Индии в 1971 во время войны Индии и Пакистана, которая достигала высшей точки в создании независимого от Пакистана государства «Бангладеш». К списку известных парсов принадлежат и юристы Нани Палкхивала, Фали Нариман и Соли Сорабджи, дирижер Зубин Мехта и вокалист группы «Queen» Фредди Меркури.

С грамотностью в 98 % парсы наиболее грамотная община в Индии. Соотношение полов у парсов составляет 1050 мужчин на 1000 женщин, в отличие от остальной Индии, где девочек гораздо больше. Члены общины парсов намного богаче среднего индийца.

Однако большой успех, кажется, угрожает выживанию этой общины. Молодые парсы стремятся получить высшее образование, приобрести профессию, купить квартиру и автомобиль до женитьбы. Это часто означает поздний брак; около 30 % парсов не имеют семьи. Те, кто женится, рожают не много детей.

Есть соотношение между процветанием, грамотностью и размером семьи. Чем больше процветания, тем меньше детей, и это глобальная тенденция. Это относится и к парсам, и вообще к богатым слоям населения.

Для общины, которая сама по себе маленькая, даже несколько сотен молодых людей, которые не обзаводятся детьми, это ощутимо. Иммиграция – еще один фактор, который приводит к уменьшению населения парсов в Индии. Многие парсы уехали на Запад.

Но традиции общины, кажется, самый важный фактор, угрожающий его выживанию самой общины.

Традиция парсов осуждает брак вне общины. Если парс женится на “посторонней”, жена не считается членом общины, хотя их ребенок будет считаться парсом. Интересно, что привилегию детям отцов парсов предоставила не община парсов, а Бомбейским Управлением Верховного Суда. Женщина из общины парсов, которая выходит замуж не за парса, не считается больше членом религии парсов.

В 2003 некоторые консервативные клерикалы приняли решение, лишающее законной силы браки между мужчинами-парсами и женщинами не парсами, и постановили, что детям, рожденным в таких браках, не будут разрешать принимать зороастрийскую веру. Решение подняло шум в общине.

Приблизительно около 35 % парсов женятся вне общины, и неудивительно, почему число парсов падает. Община не только не впускает новых членов, но, что хуже всего, выбрасывает старых.

Учитывая такое положение, община открыла клиники «чадородия» и спонсирует программы по увеличению рождаемости. Панчаят, который заботится об экономическом благосостоянии сообщества, дает финансовые стимулы парсийским парам, которые хотят родить третьего ребенка. Некоторые предложили, что бы парсы-молодожены обеспечивались большей жилплощадью, чтобы поощрять их иметь больше детей.

Но решение, кажется, находится в пересмотре, кто есть парс. Либералы настаивают, чтобы женщины-парсы, которые выходят замуж “за посторонних” рассматривались как парсы, их мужья и дети, если захотят принять зороастризм, признавались парсами. Лучший способ гарантировать выживание сообщества, по их словам, состоит в том, чтобы привлекать людей в общину, особенно тех, кто женится на членах общины, или, по крайней мере, не исключать детей от смешанных браков. Защитники смешанных браков указывают, что поколения родственного скрещивания между родственниками не принесли большой пользы обществу. Это привело к генетическим нарушениям и увеличило бесплодие.

Консерваторы утверждают, что проблема, с которой сталкивается община, не количество, но защита чистоты общины; отсюда их неприятие смешанных браков.

То, что должны понять консерваторы – это факт, что их подход, вероятно, приведет к исчезновению сообщества. Не будет уже ни какой общины, о чистоте которой они так радеют.

Sudha Ramachandran – независимый журналист из Бангалора.

Перевод с английского: Дхармалингам


Поделитесь информацией в соцсетях!

Feb 5, 02:40

Comments

  1. ***Соотношение полов у парсов составляет 1050 мужчин на 1000 женщин, в отличие от остальной Индии, где девочек гораздо больше.

    все в статье правильно и интересно, но тут явная ошибка: согласно переписи 2001го года, в Индии на 944 девочки приходилось 1000 мальчиков. в Индии как раз М. больше, чем Ж., и эта диспропорция – одна из самых больших в мире

Комментарии