Ислам и банковские операции

Ислам и банковские операции

ислам и деньги Исламские финансы набирают обороты в эпоху, которую во многих частях мира можно назвать, анти-шариатской, и они оказались вполне совместимыми с западными финансовыми системами и законодательством. Но еще много задач необходимо решить.

Хотя исполнение закона Шариата a часто вызывает много противоречий в современном мире, финансы, похоже, это та сфера, где “процесс исламизации” происходит с большей скоростью, но с наименьшим числом возражений.

Под контролем мусульман по одним оценкам находится около 500 миллиардов долларов. По подсчетам одной нью-йоркской финансово-аналитической компании их процент увеличился на 15 % за прошлые три года, и ожидается, что рост будет продолжаться в последующие годы.

“Похоже, что исламское финансирование развиваются абсолютно не зависимо от самого ислама” – г-жа Иман Карич, бельгийский экономист мусульманского происхождения, который работает над развитием исламского банковского дела в Бельгии. “Деньги не имеют ни запаха, ни религии. Как только возможность оказывается выгодной, у людей появляется интерес. Даже во Франции, где атмосфера довольно светская, двери широко открываются для исламских финансов”.

Лорд Эдвард Джордж, бывший глава Государственного Банка Англии, был ключевой фигурой, который помогал развивать исламские банки в Великобритании. Его участие началось, когда он встретил “очаровательную молодую мусульманскую пару”, которая только что купила свой первый дом в Великобритании. “Они очень радовались», – говорит Лорд Джордж. Но после разговора с ними, он обнаружил менее приятную страницу их истории. “Мы чувствуем себя виноватыми”, – рассказывает он, – “потому что мы должны были заплатить за дом, заняв деньги в западном банке, что противоречит Шариату”.

Лорд Джордж не мог понять, почему мусульмане не могут соблюдать свою веру и британское финансовое и юридическое законодательство одновременно. “Я не мог понять, почему, в Великобритании, где мы имеем очень сложную финансовую систему, мы фактически не смогли найти способы приобретения недвижимости, совместимые с Шариатом и с британскими законами”, – говорит он.

Исламский закон основывается на разделении доходов и расходов, и запрещает любые источник несправедливого обогащения, и один из таких источников является порождение денег деньгами. Это оправдывает запрет на получение и выплату процентов.

Муфтий Таки Усмани, выдающийся Исламский ученый из Пакистана и первопроходец в исламском банковском деле, различает исламские и обычные финансовые системы: “Концептуальная разница здесь во взглядах на деньги и товар”, – говорит ученый. “Обычная система не дифференцирует их. Деньги являются таким же товаром, как и любой другой. Поэтому, в обычной системе, вы можете купить деньги за деньги».

“Ислам, с другой стороны, различает деньги и товар. Деньги не товар; они не имеют никакой собственной ценности. Если у вас есть деньги, вы не можете их ни съесть, ни выпить, ни носить. Они были созданы Аллахом как средство для обмена”.

Кроме того, Шариат запрещает инвестиции в неэтические отрасли промышленности, типа алкоголя и табака, которые считаются табу в Исламе, а также сферы ненужного риска, типа азартных игр и казино.

“Но это никоим образом не означает, что ислам запрещает брать на себя риск и инвестировать капитал», – говорит г-жа Карич. “Инвестиции поощряются, если человек хорошо изучил природу этих инвестиций”.

Главная задача – развить исламские альтернативы обычным финансовым услугам. В домашних финансах, например, такая исламская альтернатива – это «трансакция», называемая «Murabaha». Она включает контракт между банком и клиентом по продаже товара по цене, которая включает согласованную величину прибыли. Банк покупает товар по просьбе клиента, и затем продает его клиенту по более высокой цене, которая выплачивается в определенный период времени. Банк остается владельцем товара, пока ссуда не возмещается полностью.

Критики говорят, что так называемый “исламский банковский бизнес” не всегда соответствует Шариату, и что это попытка найти “лазейки в религиозном законодательстве”. Но госпожа Карич не соглашается.

“Когда мусульманские экономисты ищут Исламские альтернативы”, – говорит она, – “они ищут услуги, которые уже существовали во времена Шариата, то есть при жизни Пророка Махаммада, как например, «Murabaha». Хотя в итоге клиент платит большую цену, которая включает и прибыли, но это бизнес. Ислам различает средства и цели”.

Краткий исторический обзор

Идеи исламского финансирования были выдвинуты видными малазийскими и индийскими мусульманскими учеными в начале прошлого столетия в период борьбы колоний за независимость. “В период колонизации Ислам был приспособлен к экономике”, – говорит госпожа Карич”, – но мусульманские экономисты хотели, чтобы экономика была приспособлена к Исламу”.

Первый Исламский банк был основан в Египте в 1963. Хотя его сделки не были связны с выплатой или получением процентов, это все же был светский тайный проект, не был связанный с Исламом вообще. Дело в том, что политический режим в стране был враждебно настроен к любой форме исламизации.

Реальное процветание началось в 1970-ых, и как следствие расцвета нефтедобывающей промышленности в странах Персидского залива, и как следствие оживления религиозного сознания в мусульманском мире.

«Дубайский Исламский Банк, основанный в 1975, был частной инициативой» – утверждает госпожа Карич. “Он был основан арабскими бизнесменами, которые были очень религиозны. В начале правительства не приветствовали эти шаги, потому что такое исламское финансирование стоит на пути их инвестициям в Международном Банке, где они получают высокие процентные ставки”.

В 80-ых первые Исламские банки объединились, чтобы сформировать Исламский Банк Развития (IDB), который считается “Международный Банком” мусульманского мира. Охватывая 56 мусульманских стран, IDB вкладывает капитал в инфраструктуру и проекты развития в мусульманском мире и помогает развитию мусульманской экономической мысли.

Политическая слабость ислама была также одним из факторов, который способствовал укреплению системы. События 9/11 побудили богатых арабов забрать деньги из американских банков из-за опасения, что правительство США заморозит их в связи с войной против терроризма.

“Это вызвало потребность в альтернативах на Ближнем Востоке или на Европе”, – объясняет госпожа Карич, – “в то время как система уже функционировала на Ближнем Востоке, ее развитие ускорилось и в Европе”.

И сегодняшние рекордные цены на нефть – другой фактор, расширяющий возможности для исламского банковского проекта.

Исламское финансирование на Западе

В Европе Великобритания – ведущий центр исламского финансирования, которое было успешно интегрировано в законодательство страны после длительных дебатов, как в мусульманской общине, так и в британском правительстве.

“Образование Фонда Исламского Банка Великобритании в 2004 был поворотным моментом в исламском финансировании на Западе”, – говорит Иман Карич, которая представляла это событие французской национальной ежедневнику Le Monde. “Запад узнал о возможностях, которые исламские банки могут предложить”.

Именно встреча Лорда Джорджа с молодой мусульманской парой побудила го к действию. Узнав, что по Шариату вначале требуется стандартизация сферы сделок, он призвал мусульман “стандартизировать определение ипотеки в соответствии с Шариатом, которое было бы совместимо с британским законодательством”.

Потом он предложил создание комитета под руководством Эндрю Бакстона, бывшего председателя Barclays Bank, включить туда и мусульманских богословов и британских экспертов, и представить отчет, который определяет препятствия на пути исламского финансирования в Великобритании.

“В случае с ипотекой”, – объясняет Лорд Джордж, – “одна из проблем – это то, что пошлина при покупке дома взимается дважды: до и после приобретения. Учитывая эту информацию, тогдашний министр финансов Гордон Браун согласился изменить законодательство, и таким образом пошлина будет взиматься только один раз”.

Но стандартизация исламской финансовой системы все еще остается задачей для мусульман. “Исламские банки должны согласовать свои системы учета”, – говорит госпожа Карич. “Мы должны создать платформу, на которой банки могут взаимодействовать друг с другом”.

Такая инициатива была уже выдвинута счетной и аудиторской комиссией Исламского Финансового Учреждения со штаб-квартирой в Бахрейне. Это учреждение вырабатывает счетные правила, принимаемые международными учреждениями и исламскими банками.

«В Великобритании, – говорит Лорд Джордж, – с британской стороны это жест означает, “руку помощи исламской общине и предложение, что если вы сможете помочь нам и стандартизируете разрешенные Шариатом сферы бизнеса, тогда мы сможем приспособить их к нашей юридической и законодательной системе”.

И исламское финансирование ни в коей мере не ограничивается только мусульманами. “Этот проект в интересах всех граждан, а не только мусульманской общины”, – говорит Лорд Джордж, – “потому что некоторые из этих услуг привлекательны также и для немусульман”.

Если у мусульман есть возможность, они предпочитают следовать Шариату и не иметь чувства вины, как у той молодой пары, с которой познакомился Лорд Джордж.

Asma Hanif, 18 марта 2008

Источник

Перевел с англ. Дхармалингам


Поделитесь информацией в соцсетях!

Jul 4, 00:59

Comments

There are currently no comments on this article.

Комментарии