Джайнизм, бизнес и ВВП Индии

Джайнизм, бизнес и ВВП Индии

махавираВряд ли простой человек с улицы слышал о том, кто такие джайны. Слово «джайн», происходит от слова «джина» – победитель. На алтарях их храмов находится изображение основателя джайнизма Гуру Махавиры в позе «лотоса», но в отличие от известного всем Будды, он без одежды, то есть полностью голый. Махавира перещеголял всех известных миру аскетов, и учил, что для освобождения души от материи-кармы необходим супер-суровый аскетизм. Поэтому ношение даже лохмотьев считалось слишком большой роскошью у монашествующих учеников Махавиры.

Джайнизм запрещает всякое убийство живых существ, даже насекомых, поэтому джайны-миряне не занимаются ни сельским хозяйством, ни животноводством. Поэтому бизнес у них в крови. Их характер спокойный и миролюбивый. Сочетание этих двух факторов придает джайнской общине в Индии уникальность.

В Индии 2001 год был провозглашен годом распространения учения о вселенском мире Гуру Махавиры. В этот год также отмечали 2600 лет со дня его рождения. Джайны живут по всей Индии. Южно-индийские джайны мигрировали поколения назад главным образом из Раджастана, Гуджарата и Махараштры и селились в Карнатаке и Тамилнаду. Они увидели и использовали огромные возможности для бизнеса в Бангалоре, Ченнае, Хайдарабаде и других основных городах Южной Индии.

Джайны, которые мигрировали из Гуджарата и Раджастана были, главным образом, последователями «шветамбаров», «одетых в белое», то есть, джайнской школы, которая основана более умеренными последователями Махавиры, монахи которой носят белые одеяния). Местные джайны Карнатаки и Тамилнаду в основном – «дигамбары», или «одетые в облако», джайнская школа, монахи которой ходят голыми. Вклад дигамбаров в формирование языка и развитие региона в целом столетиями раньше нельзя переоценить. В основном джайны живут в городах, но сегодня постепенно проникают и в сельские районы, где они открывают свои магазины, и их присутствие становится там очевидным.

Секрет их успеха в приспособляемости. Местность, где они селятся, становится их домом. Они впитывают местную культуру и традиции, не теряя собственной. Сегодня они преуспевают в таких отраслях промышленности как производство текстиля, шелка, экспорте драгоценностей и торговле сталью. Они занимают ведущие позиции в фондовых биржах. Не удивительно, что на это религиозное меньшинство выпадает около 2% всего ВВП Индии.

Правда, из-за своего делового подхода к общественной жизни они не слишком проявляли себя в политике. Является тот или иной политик, или какой-нибудь видный человек джайном, можно определить по окончанию его фамилии, которое у джайнов часто оканчивается словом «джайн». Джайны не склонны к политическим протестам и конфликтам. Да и их малочисленная община вряд ли может повлиять на политику, даже если бы они и прибегали к каким-либо выступлениям. Разве что, их община добилась от правительства штата Карнатака открытия железнодорожного маршрута в Раджастан, историческую родину джайнов.

Родь джайнов в общественной жизни – это совсем другое дело. У них есть очень много благотворительных организаций – от организации бесплатных медосмотров до раздачи школьных учебников нуждающимся детям.

В общем, джайны занимают не последнее место в экономической жизни страны. Одна из причин этого – взаимопомощь. К примеру, один успешный предприниматель в джайнской общине с удовольствием помогает тем, кто нуждается в помощи. Все же в целом по стране, джайны – представляют собой религиозное меньшинство; по всему миру их насчитывается только около десяти миллионов. Как меньшинству им полагаются некоторые льготы, однако очень часто Шветамбары сознательно не пользуются «поблажками» правительства.

Джайны, живущие в южных штатах Индии, раньше не проявляли себя в системе учебных заведений. Сейчас уже все не так. Следуя примеру других общин, которые открывают огромное количество собственных школ и колледжей, джайны не остаются в стороне. Некоторые учебные заведения, которые они открыли, приобрели широкую известность в стране. Всего в Индии джайнам принадлежит около 2645 школ и колледжей. В одной Карнатаке их больше сотни. Джайны сразу же поняли важность преуспевания, как в образовании, так и в бизнесе и недавно сформировали Всеиндийскую Джайнскую Федерацию Учебных Заведений для проведения в жизнь своих идей и задумок в области образования.

Таким образом, последователи этой относительно немногочисленной религии, занимают важное и влиятельное место во многих сферах общественной жизни Индии. Интересно, как религиозный запрет на убийства любой формы жизни трансформировал менталитет и трудовую этику этой религиозной группы.

Джайнизм соединяет в себе, казалось бы, несовместимые противоположности – крайний аскетизм и созерцательность монахов, и активная общественная деятельность и предприимчивость мирян. Несмотря на их «травоядность» и учение о тотальном ненасилии, джайнские царства в истории Индии отличались особой воинственностью. Основатель одной джайнской царской династии, которая правила Индией в средние века, отличился тем, что голыми руками убил тигра во время получения наставлений от своего гуру. Очевидно что, если в одном месте убывает, то в другом, как правило, прибывает. Вот такая интересная религия.

Некоторые данные взяты из статьи «Jains: From business to peace, from education to service» By Ms. Deepti Shah

Дхармалингам


Поделитесь информацией в соцсетях!

Apr 28, 02:28

Comments

  1. Самоубийство в джайнизме http://euthanasia.at.ua/forum/9-27-1

Высказать мысль