Бизнес по заповедям Торы

Бизнес по заповедям Торы

При каких условиях религиозному еврею можно заимствовать деньги в соответствии с заповедями Торы? Как относиться к имуществу других людей? И как вести деловые операции, чтобы бизнесу сопутствовало благословение Б-га?

Раввин Каплан пишет, что заимствование без разрешения считается тоже кражей. Поэтому запрещается пользоваться чьей-то собственностью или имуществом без разрешения. Этот запрет остается в силе, даже если человек уверен, что ему бы разрешили пользоваться ею.

Если по ошибке во время какого-то общественного мероприятия взяли чужое пальто или еще что-то, то необходимо вернуть предмет ее законному владельцу, даже если собственное безвозвратно потеряно. Точно так же, если одежда другого человека нечаянно попала в руки в прачечной или где-то еще, нельзя пользоваться ею до нахождения истинного владельца, но нужно приложить все усилия что бы как можно скорее вернуть ее владельцу.

Нельзя принимать ничего, что дается по принуждению или устыжению. Принятие дара, который не дается искренне и добровольно, сродни воровству. Относительно этого Тора нас предостерегает: “Корыстолюбивый расстроит свой дом, а кто ненавидит подарки, будет жить” (Притчи 15:27). Поэтому, нельзя есть в доме, где недостаточно пищи, или куда вас пригласили неискренне, поскольку сказано, “не вкушай пищи человека завистливого” (Притчи 23:6).

Запрещается желать чужого имущества, поскольку заповедано: “Не желай дома ближнего своего… (Втор. 5). Если некто подстрекает кого-то продать вещь, которую тот не хочет продавать вообще, подстрекатель также виновен в нарушении заповеди, “не желай дома ближнего своего… ничего, что у ближнего твоего” (Исход 20:17). Обе эти заповеди находятся в Декалоге (Десяти Заповедях), и они остаются в силе даже, где нет нечестности.

Запрещено быть нечестным или обманывать во время деловой сделки, поскольку нам заповедано: “Если будешь продавать что ближнему или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте (обманывайте) друг друга” (Лев. 25:14). Вести честно торговые операции – то же самое что исполнить всю Тору, и это первое за что будут отвечать на небесном суде.

Первое за что человек, даст ответ на небесном суде, так это – был ли его бизнес честным или нет.

Подобно тому, как запрещено обманывать еврея, так же запрещено грабить, обманывать или красть, что бы то ни было у нееврея. Во многих случаях, это даже хуже чем воровство у еврея, поскольку это создает нашему народу плохую репутацию и оскверняет имя Б-га.

Честность должна даже превосходить простые требования Закона, и все торговые дела должны вестись с абсолютной порядочностью и справедливостью ко всем. К какому бы слою общества не принадлежал человек, ему нужно помнить, что за ним постоянно наблюдает Б-гу, и действовать соответственно. Поэтому нам заповедано, что надо делайте то, что праведно и хорошо в глазах Б-га.

Запрещено использовать нечестные деньги для благотворительности или какой-то другой религиозной цели, поскольку Бог сказал пророку: “Я, Б-г, люблю правосудие и ненавижу грабеж” (Ис. 61:8). Псалмопевец также говорит нам, что когда грабитель благословляет, он при этом презирает Б-га. Так же тот, кто имеет большие долги, должен вначале вернуть их, а потом уже жертвовать на благотворительность.

Зарабатывать деньги своими способностями – это благословение, потому что можно наслаждаться плодами своих трудов, поскольку Псалмопевец пишет: “Ты будешь есть от рук твоих: блажен ты, и благо тебе!” (Псалмы 128:2). Однако бизнес или карьера должны всегда быть на втором месте по отношению к обязанностям перед Б-гом. Тот, кто ставит свои интересы перед служением Б-гу, виновен в нарушении заповеди, любить Б-га прежде всего.

Из книги раввина Каплана «Справочник по еврейской мысли»

Перевел с англ. Дхармалингам


Поделитесь информацией в соцсетях!

Aug 13, 23:18

Comments

There are currently no comments on this article.

Комментарии